Несколько слов о библиотеках. Часть 1.

Электронные библиотеки в последние годы получили самое широкое распространение в Сети, и в Рунете в том числе. Стоит ли пугаться этого длинного слова и ассоциировать с зелеными лампами, скрипящим паркетом, сонными библиотекарями? Вовсе нет. Как показывает теория и практика, электронная (виртуальная, цифровая) библиотека и «традиционная» - понятия совершенно полярные. По большому счету, общее у них - только название. Не размышляя над различиями между понятиями «виртуальная», «электронная», «цифровая» библиотека, будем называть библиотечки, существующие в Сети, электронными.


Что подразумевает под собой электронный формат? Прежде всего, «особый», цифровой носитель документов (файлов). И, что немаловажно, общественный, бесплатный доступ для пользователей. Собственно, все знают, что есть электронная библиотека. За примером далеко ходить не надо: Aльдебаран или библиотеку Мошкова жители Рунета посещают неоднократно.

Особо хочется намекнуть на существующие между электронными и традиционными библиотеками различия, не видимые пользователю, но, тем не менее, оказывающие существенное влияние на деятельность и существование библиотеки вообще.
Для начала, расскажите, как создаются традиционные библиотеки? Давайте представим, что вы назначены на должность директора краевой (слишком круто? Тогда детской) библиотеки.


Итак, все «очень просто»: определите район расположения вашего информационного учреждения, состав читательской аудитории, выясните форму собственности и начинайте комплектовать фонд (в соответствии с выше перечисленными критериями). Если вы справитесь и с этим, определите условия доступа для пользователей (на основе уставных документов, например). Желательно, между делом, сформировать штат (это в соответствии со структурными подразделениями библиотеки). Ну, а там понеслось: создание каталогов (электронный, тематический, предметный), расстановка фондов, написание каталожных карточек...


Таблицы библиотечно-библиографической классификации (в простонародье, ББК) играют самую что ни на есть основную роль на протяжении всего процесса создания, а, затем, и функционирования библиотеки. И вам еще повезло, если вы – директор российской библиотеки. В библиотеках США и Европы используют Десятичную классификацию Дьюи (Decimal Classification) и универсальную десятичную классификацию (УДК). Вообще, классификации – это отдельная тема для разговоров. Но в библиотечной сфере самыми распространенными являются УДК, ББК и Десятичная классификация. При этом существуют различные национальные классификация (например, как ББК для России) и прочее и прочее.


Разница в том, что одни классификации используют для расстановки фондов, другие же – для создания каталогов, третьи – для того и для другого. А четвертые – в целях соответствия международным стандартам (как это происходит в нашей стране. На каталожных карточках вы как минимум увидите два индекса: ББК и УДК). Я их все время путаю и забываю, так что бесполезно ждать подробностей. Но точно знаю, что в российских библиотеках ББК используют в массовых универсальных библиотеках для создания каталогов и организации фондов.


Не забывайте так же, что малейшее отступление от профиля библиотеки чревато порой непоправимыми последствиями. Если у вас детская библиотека, то комплектование фонда научными изданиями немыслимо и не логично. Если универсальная научная библиотека, то не стоит увлекаться и комплектовать фонд только лишь технической литературой. Попробуйте в свободное время поэкспериментировать и к жесткому диску SATA1 поставить память, которая поставляется в комплекте с SATA2.



Если вы все еще радуетесь перспективе стать директором библиотеки, значит, вы: а) жизнерадостный альтруист; б) не обладаете необходимой долей воображения; в) ни разу не были в библиотеке.


О том, как создаются электронные библиотеки, поговорим в другой раз. Продолжение следует…

3 коммент.:

Alex комментирует...

А мне нравится в библиотеке — тихо, тепло, можно сосредоточиться. Правда, довольно часто воздух настолько сухой там гоняется (думаю, для книжек это хорошо), что невозможно в такой жаре сидеть просто. Я отрубаюсь :)

А откуда такой интерес к библиотекам? Я тоже читать люблю :)

М.Врединка комментирует...

Alex, мне, наоборот, не нравится находится в библиотеке, особенно долго. Ведь с собой нельзя брать шоколадки, печеньки или прочую вкуснятину :) Max через час-полтора бегу домой.
Воздух сухой, это да. Влажность разрушает книги. Хотя основной фонд и находится в фондохранилищах, все же в читальных залах книг не мало.
Кто же читать не любит :) Ты что читаешь?
А интерес к библиотекам - с 1-го сентября 2005 г., когда я поступила на 1-ый курс :D

kraevushka комментирует...

Оптимальная влажность для помещений с печатными документами - 50 %, излишняя сухость также вредна. Хотя, конечно, влажность - главный враг.
Вот тут еще есть про условия хранения:
http://kraevushka.livejournal.com/70616.html

Отправить комментарий