"Поколения" Ортеги-и-Гассета и Кона

На данном этапе эвристических извращений обратимся к труду испанского философа.

У Мошкова находим «Восстание масс». Читать полностью не осмелюсь, но просмотреть следует. Из заключительной части следует, что «эта работа занимает заметное место в социологии и философии культуры Ортеги [тут вообще фамилию сократили]; она рассматривалась автором как попытка построения общей социологической теории в связи с анализом условий и причин кризиса фундаментального, по убеждению Ортеги, „общественного отношения“ отношения между избранным меньшинством и массами и как отправная позиция для более широкого, комплексного исследования „радикальной реальности“ (человеческой жизни)».

Выявим то, что имеет отношение к нашему мини-исследованию.

«Растущая цивилизация не что иное, как жгучая проблема. Чем больше
достижений, тем в большей они опасности. Чем лучше жизнь, тем она сложнее.
Разумеется, с усложнением самих проблем усложняются и средства для их
разрешения. Но каждое новое поколение должно овладеть ими во всей полноте. И среди них, переходя к делу, выделю самое азбучное: чем цивилизация старше,
тем больше прошлого за ее спиной и тем она опытнее. Словом, речь идет об
истории. Историческое знание первейшее средство сохранения и продления
стареющей цивилизации, и не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных
осложнений, - жизнь не повторяется, но потому, что не дает перепевать
наивные ошибки прошлого. Однако, если вы помимо того, что состарились и
впали в тяготы, ко всему еще утратили память, ваш опыт, да и все на свете
вам уже не впрок»
[Х. Одичание и история].

«Революция длится не дольше пятнадцати лет активной жизни одного поколения [*Срок деятельности одного поколения около тридцати лет. Но срок этот делится на два разных и приблизительно равных периода: в течение первого новое поколение распространяет свои идеи, склонности и вкусы, которые в конце концов утверждаются прочно и в течение всего второго периода господствуют. Тем временем поколение, выросшее под их господством, уже несет свои идеи, склонности и вкусы, постепенно пропитывая ими общественную атмосферу. И если господствуют крайние взгляды и предыдущее
поколение по своему складу революционно, то новое будет тяготеть к
обратному, то есть к реставрации. Разумеется, реставрация не означает
простого возврата к „старому“ и никогда им не бывает.
Кто действительно хочет создать новую социально-политическую явь, тот прежде всего должен позаботиться, чтобы в обновленном мире утратили силу жалкие стереотипы исторического опыта»
[там же].

Не много, но и не мало. Т.о. мы можем получить общее представление о некоторых вопросах теории поколений.

Обратимся теперь к И.С. Кону, советскому, российскому ученому, поныне здравствующему. С поиском «Социологии личности» несколько сложнее, т.к. предлагают ее книжные магазины и только. Все же в библиотеке Гумера удается найти отрывок, вошедший в избранный сборник статей «Социологическая психология».
И что же? В разделе «Поколения и возрастные группы» читаем следующее:

«Понятие возрастной группы, объединяющее людей одного и того же возраста, нередко отождествляется с понятием поколения. Однако такое словоупотребление неточно. Понятие поколения имеет несколько значений. Во-первых, поколение обозначает современников — людей, родившихся приблизительно в одно и то же время, в этом смысле мы говорим о поколениях отцов, дедов и т. д. Во-вторых, антропологи и юристы называют поколением ступень в происхождении от общего предка; например, можно сказать, что внук отдален от деда на два поколения. В-третьих, историки и социологи обозначают этим термином отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей, считая его статистически равным 30 годам, или трем поколениям в столетие. Наконец, в-четвертых, понятие поколения употребляется в символическом смысле, подчеркивая не столько хронологическую общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их переживаний. Эта символическая общность не имеет четких хронологических границ. Чем значительнее историческое событие, тем длительнее его историческое воздействие, тем шире хронологические рамки его влияния; Поколение Октябрьской революции — это не только те, кому в октябре 1917 г. было от 17 до 25 лет (возраст окончательного формирования сознательной деятельности), но и те, кому было уже за 40, но чья жизнь получила теперь новое направление, и те, кому было 10, но чье формирование проходило под знаком Октября. Поколение Великой Отечественной войны — это не только десятиклассники, прямо с выпускного вечера шедшие в бой, но все те, кто вынес на своих плечах тяготы войны, для кого она явилась решающим и неизгладимым переживанием. Поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определенность, и продолжительность разных поколений может быть различной. Поэтому, когда мы говорим о взаимоотношениях, преемственности или конфликте поколений, нужно всегда уточнять, о чем именно идет речь. Преемственность поколений в смысле преемственности революционной традиции вовсе не означает, что отцы и дети должны иметь одни и те же эстетические вкусы и следовать тем же самым модам.
Понятие поколения в своем последнем значении имеет преимущественно динамический оттенок, акцентирует изменение обычаев, нравов, поведения».

0 коммент.:

Отправить комментарий